!DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN"> Оптическая дисграфия и пути ее преодоления на уроках английского языка

Оптическая дисграфия и пути ее преодоления на уроках английского языка

Казачинер Е.С.,
учитель английского языка
ХСШ № 87, г. Харьков

  1. Дисграфия—нарушение письменной речи. Суть дисграфии.
  2. Оптическая дисграфия—один из видов нарушений письменной речи. Пути преодоления оптической дисграфии на уроках английского языка
  3. Профилактика оптической дисграфии с помощью пальчиковой азбуки
  4. Выводы
  5. Список литературы

Дисграфия — нарушение письменной речи.
Суть дисграфии.

Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма), невзирая на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие значительных нарушений зрения или слуха. Дисграфия—это специфическое, избирательное расстройство. Ее наличие не означает снижения способности учиться вообще. Страдают полностью определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Особенность этого вида нарушений письма оказывается в наличии особенных или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, которые не полностью усвоили программный материал. Но самым первым проявлением дисграфии является неполноценность навыков фонемного анализа, которым ребенок учится в добукварном периоде.

Дисграфия, или нарушение письма, проявляется в виде неверного соотношения звуков устной речи и их графического изображения. Дисграфия, как правило, является следствием недоразвитого фонемного слуха. Если такому ребенку дать списывать текст, то он сделает это неплохо, но если будет писать под диктовку, то сделает много ошибок. Дети с дисграфией заменяют буквы по сходству их произношения, пропускают гласные, согласные, а иногда даже целые слоги. Они также могут расчленить слово или, напротив, вместе написать отдельные слова. Иногда они зеркально пишут буквы. Если посмотреть тетрадь такого ребенка, то кроме ошибок будет нарушено и собственно письмо — он нечетко пишет буквы, строки в его тетради “скользят”. Эти явления связаны с нарушениями психомоторики и пространственного воображения.

Слишком часто у детей с дисграфией есть и психологические проблемы: трудности с концентрацией и распределением внимания. Это значительно затрудняет акт письма. При письме под диктовку ребенок должен распределять свое внимание между слуховым и зрительным полем восприятия. Определенную часть поля внимания занимает и двигательный компонент письма. Необходимость выполнять все три вида операций в то же время является для детей с дисграфией слишком трудным заданием. Регулярно теряется контроль то над одной из них, то над другой. Качество внимания зависит от уровня бодрости, тонуса, активности мозговых структур. Поэтому периодически внимание ребенка рассеивается, а в благоприятные моменты—концентрируется. Соответственно, количество ошибок в письме то резко растет, то снижается к минимуму.

Недостаточность ориентирования в задании, распределению внимания и контролю приводят к ошибкам при списывании — ученик допускает такие ошибки:

  1. Персевирации букв;
  2. Персевирации элементов буквы (такая ошибка наиболее характерна для детей с недостаточной сформированностью кинетической организации движений;
  3. Пропуск элементов буквы, букв и слогов;
  4. “слипание” (контаминации) слов;
  5. антиципации литер;
  6. ошибки языкового характера (например, написание слитно слов вместо отдельно, отсутствие начала предложения);
  7. орфографические ошибки.

Анализ трудностей письма у детей с зрительно-пространственной дисграфией раскрывает следующие особенности:

  1. трудности в ориентировании на листе тетради, в нахождении начала строки;
  2. трудности в соблюдении строки;
  3. постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру; написание отдельно букв в середине слова;
  4. трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены похожих и близких за написанием букв, замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно больших;
  5. стойкая зеркальность при написании букв; замены букв;
  6. невозможность создания навыков идеограммного письма (Closswork, sinema);
  7. пропуск и замена гласных;
  8. нарушение порядка букв;
  9. тенденция к фонетическому письму
  10. трудности выделения целостного образа слова.

Все перечисленные особенности легко находят свое объяснение в одном механизме—трудностях оперирования пространственной информацией и попытках их компенсации.

Стоит отметить, что одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы, поскольку написание слов вместе может быть связано как с недостаточностью анализа языкового материала из-за трудностей в программировании и контроле, так и с трудностями формирования целостного образа написанного слова. Таким образом, для определения механизма ошибок необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс особенностей письма.

При дисграфии у детей начальных классов диктанты, выполненные упражнения содержат много грамматических ошибок. Они не используют большие буквы, знаки препинания, имеют ужасный почерк. В средних и старших классах дети стремятся использовать в письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Дисграфия может быть акустической, но чаще всего встречаются сенсорная та оптическая.

Обязательно следует отличать дисграфию от интерференции. Дисграфия происходит в пределах одного языка, а интерференция—это негативное перенесение явлений одного языка на явления другой, близкородственного или не близкородственного. Например, путаница межъязыковых букв t и т — не дисграфия, а интерференция.

Оптическая дисграфия—один из видов
нарушений письменной речи.
Пути преодоления оптической дисграфии
на уроках английского языка

Оптическая дисграфия проявляется в трудностях письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по написанию (оптическая буквеннная дисграфия, оптическая зеркальная дисграфия), а также в нарушении зрительной схемы слов, идентичных по контуру или по пространственному последовательному изображению, — неспособность объединить поданные буквы в слог, а слог—в слово (оптическая вербальная дисграфия, оптическая вербально-“зеркальная” дисграфия).

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с наивысшим уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит совсем другое “слабое звено”: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Именно эту несформированность и следует рассматривать как очевидную предпосылку оптической дисграфии.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с отдельными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. В результате неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме.

Если ребенок к обучению грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме, по величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов друг относительно друга, то ему будет очень тяжело усвоить достаточно тонкие различия в написании оптически похожих букв. Например, если ребенок не научился своевременно отличать длинную ленту от короткой, то ему будет тяжело заметить, что у письменной буквы п палочка короткая, а в буквы р—длинная.

Ошибки на письме при оптической дисграфии проявляются в следующем:

  • Зеркальное изображение букв.
  • Недописывание элементов букв.
  • Замены букв, которые состоят из разного количества одинаковых элементов (V та W, N и M.).
  • Замены букв, элементы которых по-разному расположены в пространстве (b и d)

Для преодоления этого вида дисграфии, необходимое развитие у ребенка зрительно-пространственных представлений, что предоставит ей возможность заметить разногласия в написании букв, которые смешиваются.

Используются разные виды упражнений:

  • Вырезание букв, которые смешиваются, из бумаги и картона.
  • Обведение контуров букв.
  • Составление букв из отдельных элементов.
  • Письмо смешиваемых или неправильно изображенных букв под диктовку.

Во время уроков английского языка можно использовать такие упражнения:

  1. Среди предложенных букв найди и обведи ту, которая не похожа на другие.
    b b b b d b b d b b b b b b b b b b b b b b d b b d
    g q g g g g q q g g g g g g g g g g g q g g g g g g
  2. Знакомство с графическим образом буквы. На что она похожа? Во что ее можно превратить? (R,U, D, О etc.)
  3. Найди ошибки в словах.
    Hawe (have)
    Baq (bag)
    Puppj (puppy)
    Bab (bad)
    Как изменится значение слова, если букву b превратить в d или g?
    Bad (dad)
    Bad (bag)
  4. Посмотри внимательно на пары букв. Это одинаковые буквы или разные? Если разные, что в них похожего и чем они отличаются? Напиши эти буквы по строке.
    l t
    а о
    g в
    g q
    b d
    l e
    w v
    j в
  5. Чередование написания похожих букв в одной строке.
    bd bd bd
    gq gq gq
    wv wv wv

Все эти упражнения направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания похожих букв, их отличий и тем самым помочь ему усвоить их правильное написание. Когда это будет обеспечено, оптическая дисграфия исчезнет.

Профилактика оптической дисграфии
с помощью пальчиковой азбуки
(Л.В. Зиновьева, Е.Н. Рижанкова
Северодвинск, Россия)

Концептуальный подход к проблемам оптической дисграфии существенно изменился в последнее время в связи с исследованиями принципов обработки информации полушариями мозга (А.Г.Зальцман, Я.А.Меерсон,1990). Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекции трудностей в процессе обучения нуждаются в объективной оценке функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, который определяет успешность усвоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

Была разработана и апробирована пальчиковая азбука как система корекционной работы с детьми, которые имеют трудности в усвоении графем. Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. К методике работы из усвоения графеми входит 63 варианта изображения букв с помощью пальцев. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:

  • построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
  • сравнение пальчиковой буквы с образцом; предложение ребенку построить букву по словесным указаниям без образца;
  • предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
  • рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможности и уровню развития представления);
  • отгадывание буквы, построенной другим ребенком.

Поданные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и является средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.

Развитие пальчикового праксиса способствует формированию ассоциативных связей между центрами речи и зоны коры, что в итоге позволяет совершенствовать механизм произвольной регуляции движений руки, позволяет ребенку лучше овладеть навыками письма в школе.

An Introduction to Fingerplays and Action Verses (Ruth I. Dowell)

Ten little boys can stand up straight,
Ten little boys can make а gate,
Ten little boys can make а ring,
Ten little boys can bow to the king,
Ten little boys can dance all the day,
Ten little boys can now hide away.

В английском материнском фольклоре каждый палец руки, как почтенный джентльмен, имеет собственное имя. Это имя в то же время является характеристикой пальца, которая определяет его возможности.

Petter-Pointer — Питер-указка (указательный палец).
Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).
Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).
Baby-Small — Малютка (мизинчик).
Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).

Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди вызываются по именам. Эти игры имеют задание заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев, что достаточно сложно для малышей, особенно когда нужно двигать средним или безымянным пальцем.

Petter-Pointer, Petter-Pointer,
Where are you?
Here are I am, here are I am.
How do you do?

Эта игра очень нравится малышам (как все игры, которые включают элемент “убежища”). Но в том случае, когда деть лишь начали изучать язык, имена пальцев можно заменить обращением «Little finger». Движения каждого пальца отдельно могут чередоваться с движениями всех пальцев. Обычно это “танец”, когда все пальчики руки произвольно и активно двигаются.

Dance Petter-Pointer (little finger), dance!
Dance Petter-Pointer (little finger), dance!

Двигается и сгибается указательный палец.

Dance the merry men around,
Dance the merry men around,
Кулачок раскрывается, и «танцуют» все пальцы руки.
But Tommy-Thumb can dance alone,
But Tommy-Thumb can dance alone.

Пальцы сгибаются в кулачок, и двигается только большой палец — сгибается, вращается, наклоняется то налево, то направо. И так же для каждого пальца по очереди.

Часто пальцы руки представляются веселой семьей. Тогда за каждым закреплен определенный статус.

This the father, so strong and stout,
This the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.

Выводы

Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (то есть, руководствуясь фонетическим принципом письма), невзирая на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие значительных нарушений зрения или слуха. Дисграфия—это специфическое, избирательное расстройство. Ее наличие не означает снижения способности учиться вообще. Страдают полностью определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Особенность этого вида нарушений письма оказывается в наличии особенных или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, которые не полностью усвоили программный материал. Но самым первым проявлением дисграфии является неполноценность навыков фонемного анализа, которым ребенок учится в добукварном периоде.

Дисграфия, или нарушение письма, оказывается в виде неверного соотношения звуков устного вещания и их графического изображения. Дисграфия, как правило, является следствием недоразвитого фонемного слуха

Оптическая дисграфия проявляется в трудностях письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по написанию (оптическая литеральная дисграфия, оптическая зеркальная дисграфия), а также в нарушении зрительной схемы слов, идентичных по контуру или по пространственному последовательному изображению, — неспособность объединить поданные буквы в слог, а слог—в слово (оптическая вербальная дисграфия, оптическая вербально-“зеркальная” дисграфия).

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с наивысшим уровнем его развития. В основе этого вида дисграфии лежит совсем другое “слабое звено”: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Ошибки на письме при оптической дисграфии проявляются в следующем:

  • Зеркальное изображение букв.
  • Недописывание элементов букв.
  • Замены букв, которые состоят из разного количества одинаковых элементов (V та W, N и M.).
  • Замены букв, элементы которых по-разному расположены в пространстве (b и d).

Обязательно следует отличать дисграфию от интерференции. Дисграфия происходит в пределах одного языка, а интерференция—это негативное перенесение явлений одного языка на явления другого, близкородственного или не близкородственного, которое не связано с речевым недоразвитием.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, 1997, № 3, с. 38-42.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма в детей. СП бы.: ИД "МиМ",1997. 286 с.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой. Г., Просвещение. 1989, с. 345-382.
  4. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма в детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е.Левиной. Изд-во АПН РСФСР, Г., 1959, с. 207-252.
  5. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. Изд-во АПН РСФСР. Г., 1950. 84с.
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление в младших школьников. Владос, Г., 1995. 256с.
  7. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи в детей и подростков/ Под ред. С.С.Ляпидевского. Г.: Медицина. 1969, с.190-212.
  8. Хватцев М.Е. Логопедия. Г.: Учпедгиз. 1959. 476с.

Назад в раздел

На главную

Используются технологии uCoz